Пряха (pryaha) wrote,
Пряха
pryaha

Categories:

Средневековое сознание и гротеск

Глубокое исследование творчества такого продвинутого в культурном отношении француза, как Франсуа Рабле, оно исследует вопрос в том числе гротескного изображения тела человека. Вот эти химеры и всякие горгулы с гротескными чертами, что они значат, откуда взялись? То же и всякие смешения человека с животным миром. Это не изучено пока. Творчество Рабле, гениального писателя, которого ещё не поняли как следует, оно наполнено отголосками того мира средневековья, который не отражён больше никем в таком объеме и не понят никем. Это подчёркивается современными учёными.

С этой точки зрения интересна работа М.М.Бахтина «Творчество Рабле». Приведу только некоторые интересные мысли. Так, Бахтин пишет, что средневековый человек должен был бороться с гнетущим его космическим страхом. Единственным его оружием против этого страха было ощущение космоса в своём теле. Материальный космос с его стихиями ощущали жители эпохи Ренессанса: материальные акты и отправления тела (еда, испражнения, акты половой жизни). Бесстрашное самосознание опиралось на материальное начало в своем собственном теле. Образы телесного низа имели преимущественное макрокосмическое значение.

В сфере образного творчества космический страх побеждается смехом. Этот страх перед материальной и непреодолимой силой формируют в творчестве Рабле в гиперболических количествах и космических масштабах смешные страшилища, созданные из образов материально-телесного низа (говоря умным языком учёного). Сами читайте, интересно. Например, разинутый рот Пантагрюэля связан с такими воплощающими его образ стихиями как жажда, водная стихия, вино, моча.

Что касается ушей? Это другое. Это касается образов гигантов и великанов. Рабле были известны различные легенды о великанах, до нас не дошедшие. Особо важное значение в древних преданиях имеют чудесные животные, невиданные человеческие существа. Некоторые наполовину являются животными, например образ гиппопода в Индии. Также люди с разнообразными уродствами: сципоиды, имеющие одну ногу; леуманы, лишённые головы, с лицом на груди; есть люди с одним глазом на лбу, глазами на плечах; шестирукие и другие. Всё это гротескное анатомическое фантазирование, столь излюбленное в средние века.

Круг легенд об Индийских чудесах в Средневековой Европе пользовался необыкновенной популярностью. Особое дело - разобрать образ разинутого рта у Рабле. Такую попытку предпринимает наш учёный Бахтин М.М.

Большинство имён у Рабле носит характер прозвищ. Это хвалебно-бранные прозвища или клички. Граница мировоззрения проходила по грани разделения языков –народного и латинского. Как решалась задача перехода на народный язык в эпоху Ренессанса? Никак, только омертвением латинского языка. Само стремление Ренессанса восстановить латинский язык в его классической чистоте привело к умертвлению языка. Современность убила классическую латынь с её стремлением служить живым языком. Новый мир Возрождения представлялся на народном живом языке.

Появляется гротескная грамматика «Вергилий грамматический». Особая статья, как это проявилось в творчестве Рабле. Короче говоря, везде и всегда, во все времена существовала площадь со смеющимся народом. В смехе нет ничего необычного и плохого, ничего нет плохого и противоестественного в гротеске. С этой точки зрения интересен образ Лачплесиса (народного героя), который был создан латышским народом. День Лачплесиса отмечается сегодня. Это образ очеловеченного животного – медведя с большими ушами, который рождён от человека.

Tags: Лачплесис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments