?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Эстонские хутора вблизи деревни Горка
pryaha
Г.МАНАКОВ, Псковский госпединститут
СУДЬБА ПРИБАЛТИЙСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ПЛЮССКОМ КРАЕ

В 1816 и 1819 гг. царские законы раскрепостили крестьян Эстляндской и Лифляндской губерний. Свыше 100 тыс. эстонских и латышских крестьян в 1840-х годах приняли православную веру в стремлении освободиться от помещиков с помощью российского правительства. По законам 1849 и 1856 годов крестьянам было предоставлено право покупать землю в собственность, но помещики требовали слишком большую плату за землю или её аренду. В этих условиях началась массовая миграция эстонского и латышского населения из прибалтийских губерний, особенно на территорию соседних российских губерний - Санкт-Петербургской и Псковской.

Одним из главнейших направлений миграции эстонского и латышского населения было Восточное Причудье, в частности Гдовский и Лужский уезды Санкт-Петербургской губернии, куда входила тогда территория Плюсского района. В Гдовском уезде доля эстонцев к 1897 году достигла 10,5% (15278 чел из 145573 жителей уезда) (Первая всеобщая…, 1903), а к началу 1920-х годов- 11,05%. (16882 чел.) (Золотарев, 1926). В Лужском уезде доля эстонцев была меньше: в 1897 г. - 3,6% (4805 чел. из 133466 жителей уезда), а в начале 1920-х годов - 5,1%. (9021 чел.). Но, кроме эстонцев, в Лужском уезде была значительной доля других финно-угорских народов. По переписи населения 1897 г. в Лужском уезде 0,75% (1001 чел.) составили финны, и 0,5% (635 чел.) - ижорцы.


Из этой цитаты видно хорошо, как случилось, что в Гдовском районе появились эстонцы и даже латыши. Население мигрировало, когда их раскрепостило царское правительство. Это было в самом начале 19 века. Лично меня этот вопрос с местными эстонцами с эстонскими и латышскими фамилиями, котороые ассимилировались совершенно и живут в Питере, не интересует. Вообще, история миграции населения не интересует. Интересует современное состояние умов населения Псковской области, а уж какое было происхождение этого народа - неинтересно. Хотя, конечно, культурные различия некие имеются, но это не значит, что хоть в какой-то мере бывшие "эстонцы" имею общие понятия с тем эстонским населением, которое живёт в Эстонии. Не смотря на фамилии, ничего общего. И наоборот. То русское население, которое прожило в Эстонии лет 20-25 никак нельзя сравнить по тем переменам в сознании, которое у них произошло, с переселенцами из Эстонии. Это слишком сложно, сейчас объясню подробнее. Другие процессы совершенно.

Если бывшие эстонцы с эстонскими фамилиями, которые уже 200 лет живут в Псковской области стали русскими даже по вероисповеданию (практически ничем от русских не отличаются, кроме гонора некого (что бышие эстонцы), то русские, переселившиеся в советское время в Эстонию ассимилироваться таким же образом не успели и как были деревенским населением Пскова, так и остались ими. Это даже не зависит от фамилии. Он может быть совершенно эстонцем по паспорту даже. Но если семья прожила 200 лет (или даже 100 лет в советской России, то это не только чисто советский человек). Они с точки здения политики даже могут быть более реакционерами, так и бывает.

Поэтому Ленин и использовал этот феномен. У людей этих всегда есть иллюзии. Например, натуральный пскович, у него нет иллюзий того, что если бы он остался на родине, то что-то было бы по-другому. Или. У него нет иллюзий, что если бы не его фамилия, он жил бы лучше, их бы не репрессировали. Поэтому - с этими людьми наиболее сложно. Потом, надо иметь в виду, что в постсоветское время, в Брежневский период особенно, существовали специальные квоты на образование на выходцев из национальных республик (которые пользовались тем, что некоторые опять взад обратно вернули себе национальность). И вот эти люди, которые были выходцами из самых ярых куммунистических кругов получили возможность взять хорошее гуманитарное образование. То образование, которое было недоступно большинству русского населения. Теперь, когда опять власть круто поменялась и стало можно проявлять свободу слова, они опять на коне. Они взялись быть опять коммунистами. Им это близко по духу, во-первых. Поэтому так. Русские настоящие , хотя и тоже могут быть довольно большими пессимистами и реакционерами, но они ничего сделать не могут против нынешней власти. Эти могут, у них на руках козыри. Они и в газетах засели, и в бизнес даже проникли, коммуняки бывшие, культура и всякие литераторы. Опять пытаются делать погоду. Но их мало относительно. Хотя и вредные. В частности, от такого получила в личку замечание. Ошибки, мол, делаю. Не знаю георгафии Псковской области.


  • 1
Кто это в газетах засел и в бизнесе? Обрусевшие эстонцы что ли? Или речь об Эстонии где рулят бывшие коммунисты? В газетах и в бизнесе обычно не эстонцы сидят, а другие с пейсами.

  • 1