Пряха (pryaha) wrote,
Пряха
pryaha

Categories:

Деревня Карелово, а также Лубенькино

Находимся сейчас в Михайловской волости Локнянского района,  деревни существуют с четырнадцатого века и раньше. Полная неясность пока по составу деревень, пока иду по старым администативным делениям Локнянского района. В новых некоторые деревни уже отсутствуют, пока не разобралась, куда они подевались. Границы волостей всё время меняются, волости исчезают, сливаются чуть ли не каждый год. Промежуточные состояния отследить практически невозможно. Дальше будет понятней, я надеюсь.

Деревня Карелово, существует или нет, конкретно сейчас посмотрим.  В Википедии написано, что такая деревня в Локнянском районе есть. Дорога Новосокольники- Дно, железная, вдоль железки идёт шоссе, на этом шоссе несколько деревень со значимыми названиями, исчезнуть деревня в таком месте никуда не может.

В районе Карелово течёт река Жабровка, длинная река, которая сливается с Локней. С этой географией тоже не вполне ясно, но стало понятно, откуда название Локня. Исчерпывающе написано и о реке Жаборовка. Действительно, река странная по географии, она несколько раз меняет направление, а вытекает она из безымянного озера на территории Алексеевской волости Локнянского района. У самого истока только река течёт по территории Михайловской волости, вот здесь начинаются непонятки. Написано, что деревня Карелово стоит на реке, но это территория Алексеевской волости, а не Михайловской. По Михайловской числятся по этому делению деревни: Заболотье (нежилая), Асаново, Белено, Булыгино (нежилая), Новая, Щипачёво и Зелехово. Далее ниже идёт Карелово Алексеевской волости.

Вот тут нашёлся древний текст конкретный. Речь идёт о 1127 годе. Пишут, что область реки Локни принадлежала Изяславу Мстиславичу, Переяславскому княжеству. В 1148 году была некая борьба Черниговских князей с Изяславом Мстиславичем. Союзниками Черниговских были Святослав и Юрий из Курска. Пишут также, что несомненно должны был существовать городки по Локне, имеется в виду время до нашествия татар на Русь. По реке Локне шла граница Северского княжества. Внимание! но это же другая река Локня, в Курске которая. Это Локня, которая приток Суджи. Ещё есть Локня, одних только рек Локня в России 12 штук. Так что, не запутаться бы.

О чём говорят эти названия? Для нас сейчас только об одном, что местность крайне древняя по своим названиям. В самом деле, невероятно же, чтобы такие похожие названия рек возникли в разное время.

В среднем течении, как пишут, наша Локня река была тоже пограничной. Но между кем и кем граница была? И в какое время.

О нас в связи с Локней, если разобраться, практически ничего не пишут.

Всё написанное в истории относится либо к Курску, либо это о других 11 реках Локня, кроме нашей. Эта логика железная ничего для нашей истории не даст.

Малая Локня – это тоже не то. Но позвольте, может и роман Обломов о Курской губернии написан? Может, вовсе не на станцию Дно скакал Штольц. А куда? Ведь речь идёт постоянно о Петербурге, столице. Тоже дальше будет видно.

Что же пишут о деревне Обломовка литературоведы? Прежде всего версии – где это? Судя по приведённым цитатам, полной ясности нет, чуть ли не в Азии.

За 12 лет сам барин в Обломовке ни разу не был, но друг Штольц часто посещал имение, наводил порядок там по возможности.

Откуда же сам Гончаров? Вот поэтому и путаница. Сам Гончаров из Симбирска. Так что, воображаемая Обломовка могла быть где угодно, она была далеко. Зато все другие виденные Гончаровым деревни и местности были гораздо ближе к Петербургу, все дела творились в Петербурге. Это и осуществлённый замысел путешествия на фрегате «Паллада», где капитаном был наш местный помещик, он из той местности, о которой сейчас пишу. Достаточно взглянуть на карту Локнянского района – всё видно, какой ближайший город. Это Холм. Другие дела, с которыми был связан Гончаров по жизни – это покорение Русской Америки. Тоже люди не из Азии руководили процессом, а главным действующим лицом был Баранов, об этом у меня уже было подробно, это Псковская область. С какими людьми сталкивался Гончаров по жизни – всё написано. Подтекст надо читать, написано хитро. В подтексте вся история России с древнейших времён. Собственно, сами древние времена и интересуют, интересуют истоки поступков и характеров действующих лиц. Критиков читать бесполезно, критиков много. Вот цитата интересная:

   «Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.»

Таким образом, хорошо бы среди критики иметь  критические статьи самого Гончарова. Например, есть такой этюд  «Мильон терзаний».

Это название литературного произведения крайне знакомо, но всё забыто. Почитать ещё раз. О чём это?  Не будет ли разгадки о деревне Карелово.

По мере чтения даю тут же реплики  по мотиву прочитанного.

Это о пьесе «Горе от ума». Как надо её понимать с точки зрения Гончарова. Мол, ставят её в театре неправильно. Гончаров извиняется как будто, что имеет своё мнение. Это всё говорится 40 лет спустя после Пушкина и Грибоедова.

Далее Гончаров говорит о том же, что и я сейчас только что написала: изображена суть истории России, далее идёт исчерпывающе живая цитата, читайте Гончарова. В пьесе нет ни одного бледного пятна – пишет Гончаров.
Главный настоящий смысл комедии – роль Чацкого. Ему досталось выпить горькую чашу до дна и уехать, испытывая мильон терзаний.

Всё построено на игре его чувств  к Софье.

Далее можно приводить известные цитаты. Например, одно из терзаний - бросили друг другу перчатку Чацкий и Фамусов.  «А судьи кто». Это об образовании двух лагерей, о борьбе за существование.

Параллельно развивается интрига любви, которая могла бы дать одна только имя автору, но дело не в этом только.
Остатки ума спасают влюблённого от бесполезного унижения, любви нет и её не выпросить.

Смотрите, какой пошлый портрет возлюбленного нарисовала Софья, как пошл Молчалин в её невольном описании этой пошлости.

В возможность таких соперников Чацкий не верил, но Софья развеяла все сомнения.

Далее автор показывает другие интриги между Чацким и другими действующими лицами. Всё то же, Чацкий дал обильную пищу главной комедии, разыгравшейся до его ухода. Опять мильон терзаний, но он надеется хотя бы на сочувствие Софьи. До сих пор он был непобедим, всё разбивалось о его ум и уверенность в силе своего ума.

В то время как та же Софья убеждена в его сумасшествии, Фамусов против его логики только зажимает уши.

Чацкий впадает в преувеличения, что только подтверждает в глазах окружающих нетрезвость его ума. Он не может выстоять, проявляет слабость против соединённого врага. Проскальзывает даже мелкая жалоба на мелкую личную обиду, которую он не заметил бы в другой обстановке. В упрёках к Ольге что ни слово, то неправда. Наконец он впадает в желчь, бросает несправедливое слово, доходит до брани, кипит бешенством. Это для него катастрофа.

За него говорит концовку Гончаров. Всё же для Софьи и для всех ум Чацкого стал тем громом, который разразился. Софья без Чацкого не прозрела бы никогда.

Теперь она рада, что всё было в тайне, никто не узнал о её отношении к Молчалину. Она готова выйти за любого, хотя бы за Скалозуба. Молчалин сам бы, дрожа от страха, о её любви подумать бы не смел, это она вызвала его на любовь. И Софья не прозрела бы сама никогда без Чацкого. Уродливые и жалкие чувства почерпнуты были из французских романов, она жертва воспитания своего круга. Отсюда умственная и нравственная слепота: Кузнецкий мост и вечные обновы, музыка и танцы, французские стихи. Развились уродливые, жалкие и глупые свойства: сентиментальность, поиск идеала в любви. Училась воображать, не училась мыслить и знать. В ней говорили  одни инстинкты. Её жизнь "кишела" как в романе. На самом деле она прозябала в снотворном застое, в море лжи, среди представителей класса ловких кавалеров. В  "общении" они скрывали скуку и озлобление. Тоскующую лень прятали за внешним блеском, проводя время в праздности и пустоте интересов.
Досталось от Гончарова и Софье в её желании иметь мужа раба, вечно ему покровительствовать.

И ещё много такого …  Главное в комедии то, что только для Чацкого всё закончилось терзаниями, а все остальные остались при своих положениях. Гончаров написал, что стало результатом этой нестыковки мнений. Только через 40 лет стали известны все последствия – они как эпидемия охватили всю Россию. Вот почему Гончаров занялся критикой литературного произведения и критикой постановки пьесы в театре. Тогдашнее общество созрело до понимания происходящего, и Гончаров взялся всё объяснить.

Теперь бы Чацкому бросили упрёк – зачем не остался в Москве.

Но Гончаров не хочет повторять ошибки критиков, не критика его интересует. Чацкий для него обличитель лжи, он знает за что воюет. Его программа изложена чётко, и Гончаров объясняет эту программу подробно в статье "Мильон терзаний". По-видимому, во времена Гончарова  каждое новое дело вызывало тень Чацкого, требовалась та же программа обновления.

И наконец последнее замечание сделал Гончаров о некой недоговорённости описания личности Чацкого в комедии, о нечётко выраженной художником натуре Чацкого. Объясняется это только тем, что Чацкий является в комедии как исполнитель одной роли, но делаются намёки на другие его роли. В то же время полное художественное изображение других героев говорит об ограниченности их натур, мелочности и пошлости.

Да, Чацкий выгляди в комедии не совсем жизненным типом, но его натура сильнее и глубже прочих лиц, он наиболее живая личность и как человек, и как исполнитель той роли, которую должен был сыграть.
Далее описываются некоторые театральные тонкости воплощения того же замысла в актёрах.
Tags: Локнинский район, Михайловская волость
Subscribe

  • Деревня Эсино

    Когда смотришь Википедию на тему Эсино, то сразу видишь ключевые слова, смотрите. Деревня по названию хотя и новая, но она такая единственная у нас,…

  • Деревня Черничник, река Жаборовка

    Высотная отметка 103 метра над уровнем моря, 2 км от Локни. В деревне празднуется 25 февраля день местного святого Алексея Рыбного. Другое название…

  • Ещё о деревне Филово

    В Шелонской пятине Новгородской земли есть остатки Феофиловой пустыни. Именно эта обитель подверглась секуляризации именно Екатериной Второй. На…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments