Пряха (pryaha) wrote,
Пряха
pryaha

Categories:

Еменецкая волость (три сельских общества)

Здесь центром волости был также древний погост. Погост и деревня – это разное. Можно уточнить, что такое погост. Погосты в допетровской Росии и перед 1914 годом непосредственно - это разные понятия. Перед войной Первой мировой это означало всё же не только кладбище с церковью, церковь обязательно была, здесь жили служители церкви. Считается, что Новгородскую землю поделила на погосты княгиня Ольга.
Погостом  были центры гостьбы (торговли). Это были центры многих селений. Не знала этого. Здесь собиралась дань. С распространением христианства здесь же ставили церковь, вокруг образовывалось кладбище. Со временем погост утратил первоначальное значение и был в смысле кладбища, а административное значение приобрели сёла частновладельческие. Я поняла, почему Еменец – погост, это древнее значение, которое утратилось полностью до 1775 года даже на севере.

Когда же наш погост стал частновладельческим? Владелец Евреинов. Имение стояло здесь.По карте это конкретно будет адрес: Невельский район Псковской области, Артёмовская волость, деревня Артёмово. Дворяне Евреиновы. Многоизвестные люди в Российской империи, не буду полностью переписывать их генеалогию. Только вкратце. Далее огромное значение имеет Евреинов Николай Николаевич, театрал. Здесь написали хорошо:

 «Творческое наследие Евреинова настолько велико, а сфера его деятельности столь широка, что любая попытка, даже в предельно сжатой форме, изложить наиболее важные их пункты, неизбежно ставит пишущего перед дилеммой: предпочесть освещение его теории рассказу о поставленных им спектаклях (выделив самые значительные из них), или, дав характеристику его постановкам и методам, к которым он прибегал, оставить без внимания десятки и сотни контактов с театральными деятелями, художниками, актёрами, музыкантами, учёными, литераторами, антрепренёрами, философами и многими, многими другими, сократив его библиографию до списка наиболее значимых публикаций. А ещё был Евреинов-художник, Евреинов-путешественник, Евреинов-музыкант, Евреинов-масон, Евреинов-«коллаборационист», «Оригинал о портретистах», «Нагота на сцене»… Словом, одно всегда будет в ущерб другому. И даже если «Старинный театр», «Кривое зеркало», «Привал комедиантов», «Бродячая собака» и т. д. могут быть выделены в отдельную тему, то главное, что отличает его от многих коллег по цеху, всё-таки настоятельно требует достаточно последовательного изложения, поскольку полноценная творческая биография Н. Н. Евреинова ещё ждёт своего часа».

Википедия также даёт текст о предках дворянина.

Отец Николай Васильевич Евреинов — инженер путей сообщения. Мать, Валентина Петровна — старинного французского рода, представителем которого в России был один из двух сыновей маркиза де Грандмезона, бежавших во время Великой французской революции, Жан — русский офицер Иван Иванович Грандмезон, участник Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы, который в отставку вышел в чине полковника. Иван Иванович Грандмезон был женат на Прасковье Николаевне Сафроновой; их сын — врач, потомственный дворянин Пётр Иванович Грандмезон (1819—1872)[3] — дед Н. Н. Евреинова, унаследовавшего от матери любовь к музыке и безудержную страсть к театру. Образ мыслей, самобытные воззрения и достаточно спорная, не всегда аксиоматичная система взглядов этого режиссёра, позволяют, тем не менее, причислить его к тем, чьей волею в XX веке преобразился мировой театр

Детские годы провёл в постоянных разъездах по России (Дерпт, Псков, Москва, Екатеринослав), причиной чему была служба отца. Много для приобщения к театральной жизни, как и его сверстнику-соратнику Борису Глаголину, в юности дал Псков, где семья Николая Васильевича Евреинова, возглавлявшего правление Псковско-Рыбинской железной дороги, обосновалась сравнительно надолго. Можно бесконечно читать об этом художнике, преобразователе мирового театра. Сама ещё не читала, в школе нам не рассказывали. Наверно есть книги, тоже не читала.

 Евреинов учился в консерватории у Римского- Корсакова. До этого он окончил в Петербурге Императорское училище правоведов. Уйдя из министерства Путей сообшения, Николай Евреинов целиком посвятил себя театру, 1910 год. В знаменитом театре сатирическом «Кривое зеркало» как раз Евреинов высмеял множество штампов, особенно много сатиры досталось Мережковскому, Гиппиус и религиозному философу Розанову. Хотелось бы посмотреть, но и так представляю, что там могло не нравиться Евреинову.

Словом, это человек гигантской культуры, сам создатель культуры как раз Серебряного века. Интересно, есть музей или нет. Это Артёмовская волость, речка Еменец.

Музея в усадьбе до сих пор нет (не знаю). Есть материалы в Петербургском Государственном музее театрального и музыкального искусства. Что же имеем по ключу усадьба Евреиновых. Есть усадьба Татищевых (Евреиновых), но это не здесь.
Tags: Артёмовская волость, Невельский район
Subscribe

  • Деревня Эсино

    Когда смотришь Википедию на тему Эсино, то сразу видишь ключевые слова, смотрите. Деревня по названию хотя и новая, но она такая единственная у нас,…

  • Деревня Черничник, река Жаборовка

    Высотная отметка 103 метра над уровнем моря, 2 км от Локни. В деревне празднуется 25 февраля день местного святого Алексея Рыбного. Другое название…

  • Ещё о деревне Филово

    В Шелонской пятине Новгородской земли есть остатки Феофиловой пустыни. Именно эта обитель подверглась секуляризации именно Екатериной Второй. На…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments