Пряха (pryaha) wrote,
Пряха
pryaha

Category:

Мачулище

Маслюки пропускаю, следующая деревня Мачулище. Почему пропускаю Маслюки, не люблю просто Маслюковых, после как-нибудь.
Открыла много материала по Невелю, необозримые залежи, которыми никто не пользуется благодаря умной организации сайтов Псковской научной библиотеки. Может, так надо, киса. Сколько же образований надо получить, чтобы пользоваться такими оцифровками. Похоже, это невозможно. Наконец поняла, что есть в Научной библиотеке такие разделы, но сами посмотрите, кто туда заглядывает, так сделано.

Буду пользоваться вторичными источниками в сетях мира, благо есть сетевики. В научной библиотеке Пскова всё утонуло навсегда, похоже на то. Оцифровку нашу читать нельзя, сильно мелко.

Поэтому выйдя на книги по моим собственным ключам, сберегаю эти ключи. Для этого пишу ещё и ещё тексты, где эти ключи упоминаются. Прямой ключ Случевский Невель, очень содержательный по деревне Макары, но надо идти дальше. Мачулище в первый раз слышу такое. Ключ отправляет нас опять в Беларусь. Звучит Мачулишчы.

Ближайшие дерени: Городище 1 км; Усово-4 км; Чёрный Двор-3 км; Зелёные Луги-3км; Герасимово-4 км.

Расскажу лучше притчу. Приехал раз в наш дом ко мне в гости Усов, никого не застал. Видит, сидит возле сарая Герасимов Василий Иванович. Слава Усов спрашивает у него: здесь Таня живёт? Василий Иванович говорит – здесь, я тогда жила ещё в отцовском доме. Усов развернулся и ушёл обратно на вокзал к поезду на Москву в пять часов. Проездом был в городе, не застал никого из родни. Прихожу домой, Герасимов спрашивает, кто это был? На жениха не похож. Описал внешность, стало понятно мне, кто заходил. После меня опять спрашивает, уже Усов, в Ленинграде, про Герасимова. Кто это? Мы с Петровичем говорим – это Василий Иванович Герасимов. ААА! Усов говорит, понятно. А чего понятно?

Вот вы теперь видите, какой наш дом был, все тут собирались деревни Невельского района. Маслюкова, правда, была уже уехавши, а Мичулищей не было. Макаровых тоже не было, им в другом доме в городе квартиру дали. Дед мой (по прозвищу Соломон) был уже умерши, как и настоящий Соломон. Похороны Соломона помню, такое редкость, так народу было. После уже такого не помню ни разу, но традиция похорон  продолжалась ещё долго.

Прямой ключ Мачулище, как и по Макарам, ничего не дал. Но я же знаю, что книг и историй бездна. Взять хотя бы Городище деревню. В Герасимово, в Городище, в Лобке и в деревне Усово есть Братские захоронения войны, военные.

По деревне Мачулишчи открывается пока никак, но зато по Зуям уточнение. Не ожидала такого, но вот что надо понять, что слово «зуй» у нас означает серую цаплю. Значит, деревня Зуи – это цапли. Значит, по ложному следу шла Зуйков. Зуйки – это другое, это кулики. Всё это обнаружилось по ключу Случевский Невель.

Кто такой был этот Случевский? Вот цитата хорошая:

«После смерти Случевский оказался достаточно быстро забыт, несмотря на то, что многие деятели культуры Серебряного века (большинство символистов, В. Ходасевич, О. Мандельштам, Б. Пастернак) высоко ценили его творчество и посвящали его поэзии статьи. Писатель, искусствовед и богослов С. Дурылин ставил Случевского выше поэтов-символистов: «Они — как росчерк изящной тросточкой на песку, на дачной дорожке. А он — как угрюмая, глубокая борозда, проведенная плугом в черной, комкастой, корявой пашне»[7]. В советское время произведения Случевского время от времени переиздавали (в частности, в малой серии «Библиотеки поэта»), однако подъём интереса к творчеству Случевского произошёл лишь в 1970-х годах, когда начали появляться многочисленные аналитические статьи и были защищены две посвящённые поэту кандидатские диссертации[8]. Окончательное переоценка вклада Случевского в русскую литературу произошла уже в постсоветское время: «наконец-то клеймо „забытого“ автора сменилось гораздо более корректным в историко-литературном плане званием „несвоевременного поэта“, поскольку оно точно указывает на саму „переходную“ природу его мироощущения и стиля, отразившую слом поэтических эпох, от классики — к модернизму»[9].».

Значит, достаточно ценно с моей стороны написать о Случевском. Книги его не имею на руках, где он описывает Невель, но она оцифрована в Пскове в Научной библиотеке. Прочитать невозможно. Есть целый музей источников, тоже не знаю, какие и сколько высших образований надо получить, чтобы разобраться с этими сайтами. Проще туда даже не заглядывать. Витиевато сильно, ну их к монаху.

Случевский ключи оставил, точно. Это не тросточкой по песку, а глубокая, угрюмая борозда плугом в чёрной корявой пашне. Есть же люди, так написать.
 
Tags: Артёмовская волость, Невельский район
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Лёховская волость

    Бывшая Лёховская волость вошла в Артёмовскую. Были деревни в следующем составе: Антипенки, Багуры, Барсуки, Боброво, Большая Будница, Волчьи…

  • Деревня Шесто

    Семь километров от границы Республики Беларусь, самый юг Псковской области. Благословенные места, однако, практически не заселены. Где-то рядом…

  • Деревня Шерстино

    Деревня Шерстино называется в Нижегородской волости Пиченер. Что бы это значило? Дальше всё не по-нашему, на латинице в Арзамасском районе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments